События

 

22 октября

Городу Горькому возвращено его историческое название Нижний Новгород
Родился Ференц ЛИСТ , венгерский композитор, пианист, дирижер
Родилась Сара БЕРНАР, великая французская актриса
Подписание в форте Стэнвикс договора между США и Шестью нациями. Сохранение за индейцами земель, отошедших к ним по договору с Англией
Праздник Белых Журавлей
Первый успешный спуск на парашюте с аэростата совершил в Париже А. Ж. Гарнерен
В Нью-Йорке открылась Метрополитен-опера
Изготовление Честером Карлсоном первой в мире ксерокопии (открытие запатентовано в ноябре 1940)
Карибский кризис: президент США Джон Кеннеди выступил с обращением об установлении морской блокады Кубы в ответ на размещение на острове советских ракет среднего радиуса действия
Окончание первой Моонзундской операции во время Великой Отечественной войны
Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе
Издание закона, регулирующего деятельность Управления правительственной печати США
Городу Горькому возвращено его историческое название - Нижний Новгород
Впервые в мире спускаемый аппарат автоматической станции «Венера-9» совершил посадку на невидимую в это время сторону Венеры; на Землю передано изображение поверхности планеты в месте посадки; создан искусственный спутник Венеры
Заявление правительства США об установлении карантина вокруг Кубы с целью помешать доставке в эту страну «всякого рода наступательного оружия» во время Карибского кризиса
Родился Иоахим Юнгиус
Скончался Людвиг Шпор
Родился Ференц Лист
Умер Майн Рид
Родилась Сара Бернар
Скончался Родерик Мурчисон
Родился Иван Алексеевич Бунин
Умер Поль Сезанн
Родился Джон Рид
Скончался Ролло Мэй
Родился Фриц Кремер
Умер Василий Блюхер
Родился Жорж Брассенс
Родился Николай Константинович Доризо
Родился Евгений Михайлович Винокуров
Родился Спартак Васильевич Мишулин
Родился Лев Иванович Яшин
Родилась Катрин Денёв

все события дня
 
 
 
Сегодня: 22 октября 2018 года, понедельник

Решение Городской Думы Царицына об открытии первого в России ремесленного училища

Дата события:  26 сентября, 1896 года

Волгоград, центр Волгоградской области, в 1073 км к юго-востоку от Москвы. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км по её правому крутому берегу. От В. начинается Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Климат континентальный. Средние температуры января -9,6°C, июля 24,2°C. Осадков 330 мм в год. Крупный речной порт. Узел железнодорожных линий (на Москву, Казань, Тихорецкую, Лихую, Астрахань) и автодорог (на Тамбов, Белую Калитву, Астрахань, Саратов и др.). Аэропорт. Население 1005 тыс. человек (1992; 1130 чел. в 1799; 6,7 тыс. в 1861; 56 тыс. в 1897; 67,7 тыс. в 1902; 84,3 тыс. в 1920; 445 тыс. в 1939; 591 тыс. в 1959; 815 тыс. в 1970; 929 тыс. в 1979).

Поселение известно, предположительно, с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Своё название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу; в основе названия лежат, вероятно, татарские слова «сари» — «су» — жёлтая река или «сари» — «чин» — жёлтый остров, так кака русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича; отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение. В 1667—72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691 в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722 и 1723 город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был сильно укреплён и стал центром военной линии от Волги к Дону.

В 1768—69 город посетили академики И. И. Лепёхин, П. С. Паллас, С. Г. Гмелин, составившие описание Царицына, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1774 город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха. В 1708 Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719 — к Астраханской, с 1773 — в Саратовском наместничестве. С 1780 — уездный город Саратовского наместничества (затем — губернии).

В начале XIX в. в городе возникла мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын — Калач-на-Дону), в 1879 — на Грязи и далее на Москву, в 1897 — на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900 — на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель» и строились крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Быстрый рост города в конце XIX в. отразился на его внешнем облике: появилось много новых домов, магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов. Город был телефонизирован. В 1913 в Царицыне появился трамвай; в центральной части установлены первые электрические фонари; были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция; проводились 3 летние ярмарки, а также базары, особенно оживлённые зимой. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье; главные предметы торговли: нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль, летом — арбузы; многочисленные грузы шли по реке.

В городе в разное время бывали учёные В. В. Докучаев, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, писатели М. Горький, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, композитор П. И. Чайковский. Большими культурными событиями были гастроли актёров М. Г. Савиной, М. П. Садовского, А. И. Южина, П. Н. Орленева, М. В. Дальского, Ф. И. Шаляпина. В 1858 проездом в Царицыне побывал французский писатель Александр Дюма.

Во время Гражданской войны 1918—20 в Царицыне происходили ожесточённые бои. С 1920 Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 город был переименован в Сталинград. В 1928 — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 — центр Нижневолжского края. В 1934, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.

В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в том числе первый в стране тракторный (1930), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 происходила одна из важнейших битв 2-й мировой войны 1939—45 — Сталинградская, ставшая переломным этапом. В 1961 город переименован в Волгоград.

Современный В. — один из крупнейших промышленных центров Поволжья. Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (ПО: «Волгоградский тракторный завод», «Волгограднефтемаш» и др.; заводы: буровой техники, измерительной аппаратуры, судостроительный и др.), чёрная (заводы: «Красный Октябрь», трубный, сталепроволочно-канатный и др.) и цветная (в том числе алюминиевый завод) металлургия, химическая (ПО «Каустик» и др.), нефтехимическая, стройматериалов (заводы: железобетонных изделий, кирпичный, гипсовый, керамический), деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий завод), лёгкая (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и др.), пищевая (мясокомбинат; консервный, маргариновый, молочный заводы; кондитерская фабрика и др.). В. — мощный энергетический узел, состоящий из Волжской ГЭС, Волго-ГРЭС (работает на природном газе, поступающем по газопроводу с севера страны), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабатывающего завода). Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное (в центре В. — метротрам — трамвайные линии проходят под землёй) сообщение; северные и южные районы связаны с центром электричками и речными судами. Волгоградский университет; аграрный и педагогический университеты. Институты: политехнический, медицинский, инженерно-строительный, управления, физической культуры; факультет Нижегородского института инженеров водного транспорта; филиалы: Всероссийского заочного финансово-экономического института, Московского коммерческого университета. 20 научно-исследовательских институтов. Театры: Новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя. Филармония. Цирк. Симфонический оркестр. Зал органной музыки. Планетарий. Музеи: музей-панорама «Сталинградская битва», обороны Царицына, краеведческий, изобразительных искусств, музыкальных инструментов. Город был почти полностью разрушен в 1942—43, в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе — Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952. Центр современного В. образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, — привокзальная площадь, улица Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952—53). Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 ведётся застройка микрорайонами. В ознаменование победы в Битве на Волге в В. в 1963—67 создан памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульпторы Е. В. Вучетич и др.). На склонах кургана разбит парк. Исторические места В.: Дом Павлова, площадь Павших борцов, площадь Победы. На западных окраинах города создан заслон из зелёных насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.