События

 

17 декабря

День ракетных войск стратегического назначения
Умер Аркадий Исаакович Райкин
Родился Леонид Сергеевич Броневой
День ракетных войск стратегического назначения
Взятие Рима остготским королем Тотилой
День сотрудников Государственной фельдъегерской службы
День белорусского кино
Взятие русскими войсками под командованием Г. А. Потёмкина турецкой крепости Кара-Кермен (Очаков)
День защиты прав секс-работниц от насилия и жестокости
День cвятой великомученицы Варвары
Установление советской власти в Латвии
В лондонском театре «Адельфи» была отменена премьера первой пьесы Оскара Уайльда «Вера, или Нигилисты»
«Отцы авиации» братья Уилбер и Орвилл Райт вторыми в истории испытали летательный аппарат тяжелее воздуха
Подписание договора о дружбе и нейтралитете между СССР и Турцией
Решением правительства СССР были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН)
Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении в ознаменование 50-летия образования СССР ордена Дружбы народов
На телеканале «Fox» вышла первая серия культового американского мультсериала «Симпсоны»
Состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации второго созыва
Родился Доменико Чимароза
Скончался Святой Жан де Мата
Родился Жюль де Гонкур
Умер Альфонс Доде
Родился Вацлав Фомич Нижинский
Скончался Геннадий Новгородский
Родился Эрвин Пискатор
Умер Уильям Кельвин
Родился Эрскин Колдуэлл
Скончалась Зинга Мбанди Нгола
Родился Иосиф Ефимович Хейфиц
Умер Григорий Мясоедов
Скончался Том Вессельман
Родился Леонид Сергеевич Броневой
Умер Виктор Гесс
Скончался Симон Боливар
Родилась Милла Йовович
Умер Аркадий Райкин

все события дня
 
 
 
Сегодня: 17 декабря 2018 года, понедельник

Родился Мартин Хайдеггер

Дата события:  26 сентября, 1889 года

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26.9.1889, Мескирх, Баден, — 26.5.1976, там же), немецкий философ-экзистенциалист. Учился во Фрейбургском университете у Г. Риккерта. С 1916 ассистент Э. Гуссерля. Профессор Марбургского (1923—28) и Фрейбургского (1928—51, в 1933—34 — ректор) университетов. В 1945 был уволен за сотрудничество с нацистами.

В мировоззрении раннего Х. слились различные тенденции идеалистической философии конца 19 — начала 20 вв.: феноменология Гуссерля и М. Шелера, философия жизни В. Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. В сочинении «Бытие и время» (1927) Х. ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Х. хочет раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия («открыто» бытие). По Х., онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Х. стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого «неподлинного» понимания бытия Х. видит в абсолютизации одного из моментов времени — настоящего, «вечного присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов «теперь», в физическое (по Х., «вульгарное») время. Основным пороком современной науки, как и европейского миросозерцания вообще, Х. считает отождествление бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей и явлений.

Переживание временности отождествляется у раннего Х. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Х. духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с середины 30-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реальность не столько личностно-этическую, сколько безличностно-космическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь Х. пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Х. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящих своей целью подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление.

Истоки метафизики восходят, по Х., к Платону и даже к Пармениду, внёсших принцип понимания мышления как созерцания, постоянного присутствия и неподвижного пребывания бытия перед глазами. В противоположность этой традиции Х. употребляет для характеристики истинного мышления термин «вслушивание»: бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Х., возвращения к изначальным, но не реализованным возможностям европейской культуры — к той «досократовской» Греции, которая, ещё жила «в истине бытия». Такое возвращение, по Х., возможно потому, что (хоть и «забытое») бытие всё же живёт ещё в самом интимном лоне культуры — в языке: «Язык — это дом бытия» («Platons Lehre von der Wahrheit», Bern, 1947, S. 61). При современном отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривается Х. как всемирно-историческая; не люди говорят «языком», а язык «говорит» людям и «людьми». Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов, не случайно Х. обращается к исследованию творчества Гёльдерлина, Р. М. Рильке, Г. Тракля, С. Георге. Свою «спекулятивную филологию» Х. развивал в русле традиций немецкого романтизма (И. Г. Гамана, Новалиса, позднего Ф. В. Шеллинга), выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку «защищенность» и «надёжность».

В последние годы Х. в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на восток, в частности к дзэн-буддизму (см. Дзэн), с которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию и метафорический способ выражения.

Т. о., если в первых своих работах Х. попытался построить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В целом иррационалистическая философия Х. является одним из острых проявлений кризиса современного буржуазного сознания.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.