События

 

15 ноября

Международный день отказа от курения
Всероссийский день призывника
Произошел террористический акт в городе Каспийске (Дагестан)
Всемирный день географических информационных систем (Всемирный день ГИС)
День Республики Бразилии
День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью
День национальной валюты Казахстана
Всероссийский день призывника
Разгром русскими французского арьергарда маршала М. Нея под Красным во время Отечественной войны 1812
День Королевской Династии в Бельгии
Получение А. Ф. Можайским первой в России «привилегии» на изобретённый им «воздухолетательный снаряд» (самолёт)
Праздник детей в Японии (Сити-го-сан)
Принятие СНК Декларации прав народов России
День памяти Леопольда (Святого Покровителя Австрии)
Декрет ВЦИК об объединении Дальневосточной республики с РСФСР
В Веймарской республике была введена в обращение «рентная марка»
Начало депортации турок-месхетинцев из районов, прилегающих к границе с Турцией
В Казанском соборе в Ленинграде открылся Музей истории религии
Один из крупнейших митингов против войны во Вьетнаме в Вашингтоне
В Москве начинается регулярное движение троллейбусов
В СССР проводится первая звуковая телепередача
Произошел террористический акт в городе Каспийске (Дагестан)
Родился Жак Эбер
Скончался Иоганн Кеплер
Родился Павел Степанович Мочалов
Умер Дмитрий Мамин-Сибиряк
Родился Генрих Гауптман
Скончался Иван Сеченов
Родился Аверелл Гарриман
Умер Генрик Сенкевич
Родился Эрвин Роммель
Скончался Эмиль Дюркгейм
Родился Франческо Рози
Умер Рудольф Абель
Родился Юлий Маркович Даниэль
Скончался Ян Амос Коменский
Родилась Петула Кларк
Умер Жан Габен
Родился Даниель Баренбойм
Скончался Кристоф Глюк
Родился Игорь Стечкин
Умер Владимир Венгеров

все события дня
 
 
 
Сегодня: 15 ноября 2019 года, пятница

Родился Клод Анри де Рувруа Сен-Симон

Дата события:  17 октября, 1760 года

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую С.-С. приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. разорился.

Неудовлетворённый буржуазной революцией, С.-С. замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Т. о., в социологической системе С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного С.-С. утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.-х. производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.-х. производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. «... прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья».

С.-С. оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С. — Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников научного социализма.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.