События

 

24 июня

Родился Петр Михайлович Боклевский
Иванов день (Иван-купала)
Армия Наполеона вторглась в Россию
Парад Победы на Красной площади в Москве
Родилась Марина Алексеевна Ладынина
Образовано Советское информационное бюро
Родился Сергей Николаевич Филиппов

все события дня
 
 
 
Сегодня: 24 июня 2018 года, воскресенье

Родилась Екатерина Васильевна Гельцер

Дата события:  14 ноября, 1876 года

Гельцер Екатерина Васильевна (14.11.1876, Москва — 12.12.1962, там же), танцовщица.

Дочь выдающегося характерного танцовщика и пантомимного актёра московского Большого театра Василия Гельцера (1841—1909), племянница известного театрального художника Анатолия Гельцера. Училась в Московском театральном училище у Ивана Никитина и Хосе Мендеса. После выпуска в 1894 году зачислена в Большой театр корифейкой, быстро перешла в разряд вторых танцовщиц. В 1896 году по собственной просьбе переведена в Петербург, два сезона проработала в Мариинском театре, совершенствуя своё мастерство у Мариуса Петипа и Христиана Иогансона. Вскоре после возвращения в Москву в 1898 году заняла ведущее место в труппе. Гастролировала по городам России и за границей (в 1910 году в Брюсселе, Берлине и Париже, где участвовала в Русских сезонах Сергея Дягилева; в 1911 году с группой артистов Большого театра в Лондоне и с Михаилом Мордкиным в США).

В совершенстве владея техникой классического танца, Гельцер поражала особой элегантностью исполнения виртуозных партий — Авроры в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте» и др. Танец Гельцер был блистательным, бравурным, в её движениях — то «неистовых», «лихих», то величественно-плавных — проявлялась чисто русская широта натуры (недаром одним из её самых популярных концертных номеров впоследствии стала «русская» из балета «Конёк-Горбунок»). По своим эстетическим пристрастиям балерина была академисткой, безоговорочно признавала авторитет Петипа. Это создало основу для её творческого союза с танцовщиком Василием Тихомировым, убеждённым приверженцем академической школы, и обусловило неизбежность конфликтов с балетмейстером-реформатором Александром Горским. Однако именно в «драматических балетах» этого хореографа ярче всего проявился унаследованный от отца актёрский талант Гельцер. Этапной для балерины была роль Саламбо в одноимённом балете Горского по роману Гюстава Флобера (1910); в числе её лучших работ — Медора в его версии «Корсара», Ундина в «Шубертиане». Образы своих героинь Гельцер часто трактовала в плане романтической драмы, высокой мелодрамы, её влекло к героике и патетике. Её игра, сохраняя жизненную достоверность, достигала, по свидетельству современников, «гиперболизированной пластической выразительности». Неожиданные грани раскрыла в даровании Гельцер почти характерная роль Пастушки в «хореографической картинке из народной жизни Норвегии» — балете «Любовь быстра!».

После революции балерина вела обширную концертную деятельность. Две её последние значительные работы были осуществлены под руководством Тихомирова: она станцевала главную партию в его постановке «Эсмеральды» (1926) и Тао Хоа в балете «Красный мак» (1927). Оставив Большой театр, с 1935 года до начала 40-х годов гастролировала по Советскому Союзу.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.