События

 

21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы
Международный день мира
Победа в Куликовской битве
Международный день мира
День воинской славы России (День победы русских полков в Куликовской битве)
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
В Виттенберге типограф Мельхиор Лоттер Младший напечатал «Новый Завет», переведенный Мартином Лютером с древнегреческого языка на немецкий
День независимости Белиза
Правительство «Семибоярщины» ночью тайно впустило в Москву польские войска
День независимости Мальты
Выход в плавание из английского города Плимута английского судна «Мейфлауэр», на котором пересекли Атлантический океан 102 пилигрима - первые поселенцы Новой Англии
День независимости Армении
Образование Первой республики во Франции
День осеннего равноденствия в Японии
Начало швейцарского похода Суворова
Подписание в форте Ларами договора между США и многими индейскими племенами
Начало в Германии Лейпцигского процесса против коммунистов, обвиненных в поджоге рейхстага
Выход в Великобритании книги Дж. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»
Публикация в газете «Правда» Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа о журналах «Звезда» и «Ленинград»
Родился Джироламо Савонарола
Скончался Джероламо Кардано
Родился Антиох Дмитриевич Кантемир
Умер Бернардо Усай
Родился Хейке Камерлинг-Оннес
Скончался Николай Бенардос
Родился Герберт Джордж Уэллс
Умер Артур Шопенгауэр
Родился Шарль Жан Анри Николь
Скончался Артур Эванс
Родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
Родился Павел Федорович Челищев
Родился Кваме Нкрума
Родился Марк Наумович Бернес
Родился Зиновий Ефимович Гердт
Родился Дональд Глейзер
Родился Юз Алешковский
Родился Юрий Михайлович Лужков
Родился Стивен Кинг
Родилась Ольга Михайловна Остроумова

все события дня
 
 
 
Сегодня: 21 сентября 2018 года, пятница

Родилась Екатерина Васильевна Гельцер

Дата события:  14 ноября, 1876 года

Гельцер Екатерина Васильевна (14.11.1876, Москва — 12.12.1962, там же), танцовщица.

Дочь выдающегося характерного танцовщика и пантомимного актёра московского Большого театра Василия Гельцера (1841—1909), племянница известного театрального художника Анатолия Гельцера. Училась в Московском театральном училище у Ивана Никитина и Хосе Мендеса. После выпуска в 1894 году зачислена в Большой театр корифейкой, быстро перешла в разряд вторых танцовщиц. В 1896 году по собственной просьбе переведена в Петербург, два сезона проработала в Мариинском театре, совершенствуя своё мастерство у Мариуса Петипа и Христиана Иогансона. Вскоре после возвращения в Москву в 1898 году заняла ведущее место в труппе. Гастролировала по городам России и за границей (в 1910 году в Брюсселе, Берлине и Париже, где участвовала в Русских сезонах Сергея Дягилева; в 1911 году с группой артистов Большого театра в Лондоне и с Михаилом Мордкиным в США).

В совершенстве владея техникой классического танца, Гельцер поражала особой элегантностью исполнения виртуозных партий — Авроры в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте» и др. Танец Гельцер был блистательным, бравурным, в её движениях — то «неистовых», «лихих», то величественно-плавных — проявлялась чисто русская широта натуры (недаром одним из её самых популярных концертных номеров впоследствии стала «русская» из балета «Конёк-Горбунок»). По своим эстетическим пристрастиям балерина была академисткой, безоговорочно признавала авторитет Петипа. Это создало основу для её творческого союза с танцовщиком Василием Тихомировым, убеждённым приверженцем академической школы, и обусловило неизбежность конфликтов с балетмейстером-реформатором Александром Горским. Однако именно в «драматических балетах» этого хореографа ярче всего проявился унаследованный от отца актёрский талант Гельцер. Этапной для балерины была роль Саламбо в одноимённом балете Горского по роману Гюстава Флобера (1910); в числе её лучших работ — Медора в его версии «Корсара», Ундина в «Шубертиане». Образы своих героинь Гельцер часто трактовала в плане романтической драмы, высокой мелодрамы, её влекло к героике и патетике. Её игра, сохраняя жизненную достоверность, достигала, по свидетельству современников, «гиперболизированной пластической выразительности». Неожиданные грани раскрыла в даровании Гельцер почти характерная роль Пастушки в «хореографической картинке из народной жизни Норвегии» — балете «Любовь быстра!».

После революции балерина вела обширную концертную деятельность. Две её последние значительные работы были осуществлены под руководством Тихомирова: она станцевала главную партию в его постановке «Эсмеральды» (1926) и Тао Хоа в балете «Красный мак» (1927). Оставив Большой театр, с 1935 года до начала 40-х годов гастролировала по Советскому Союзу.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.