События

 

18 ноября

Родился Эльдар Александрович Рязанов
Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву
Родился Луи Жак Манде Дагер
Национальный День Омана
День рождения Деда Мороза
День Независимости Марокко
День независимости Латвии
Подписание англо-американского договора Хея-Паунсфота о статусе будущего Панамского канала
День народной скорби в Германии
Избрание Василия Ивановича Белавина Патриархом Московским и всея Руси под именем Тихона
День памяти о Вукаварских событиях 1991 г.
Упразднение А. В. Колчаком Уфимской Директории. Самопровозглашение Колчака Верховным правителем России
Указ Петра I о добровольной записи в регулярные солдатские полки «изо всяких вольных людей»
Совместное постановление Наркомздрава и Наркомюста о легализации абортов в РСФСР
Издан манифест о новом областном делении России — империя разделилась на 50 губерний
Традиционная дата «рождения» Микки Мауса
Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву – Благовещенского
Начало визита Анвара Садата в Израиль - первого посещения страны египетским лидером
Первая официальная линия голубиной почты связывает Тур и Париж
Фирма Intel выпустила свой первый микропроцессор — модель 4004
Родился Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
Скончался Гвидо Киджи Сарачини
Родился Ираклий II
Умер Марсель Пруст
Родился Луи Дагер
Родился Карл Мария фон Вебер
Скончался Ман Рэй
Родился Нильс Норденшельд
Умер Нильс Бор
Родился Игнацы Падеревский
Скончался Конрад Цузе
Родился Жак Маритен
Умер Зиновий Гердт
Родился Патрик Блэкетт
Скончался Вильгельм Гауф
Родился Иосиф Леонидович Прут
Родился Джордж Гэллап
Родился Константин Иванович Бесков
Родился Виктор Григорьевич Афанасьев
Родился Алан Шепард
Родился Эльдар Александрович Рязанов

все события дня
 
 
 
Сегодня: 18 ноября 2017 года, суббота

Родился Павел Степанович Мочалов

Дата события:  15 ноября, 1800 года

Мочалов Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268—69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.