События

 

06 декабря

День святого Николая в католических странах
Родился Жозеф Луи Гей-Люссак
Умер Эрнст Вернер фон Сименс
Католический день Святого Николая
Открытие Христофором Колумбом острова Гаити
День работников министерства связи и информационных технологий Азербайджана
Свержение Ивана VI Антоновича
День Вооруженных Сил Украины
Вступление на престол Елизаветы Петровны
День Конституции Испании
День Александра Невского
День независимости Финляндии
День защитников Дубровника
Основание столицы Кито в Эквадоре
Отречение последнего польского короля Станислава Понятовского от престола
После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев
Ратификация Тринадцатой поправки к Конституции США о запрете рабства
В Эдинбурге увидела свет первая тетрадка первого тома «Encyclopedia Britannica»
В канадском порту Галифакс Столкнулись норвежский грузовой пароход «Имо» и французское грузовое судно «Монблан»
Англо-ирландский договор о создании Свободного Ирландского государства
Американский инженер Перси Спенсер запатентовал микроволновую печь
Родился Жозеф Луи Гей-Люссак
Скончался Симонас Даукантас
Родился Николай Степанович Пименов
Умер Уолтер Гибсон
Родился Николай Платонович Огарев
Скончалась Матильда Кшесинская
Родился Николай Онуфриевич Лосский
Умер Вернер фон Сименс
Родился Сергей Павлович Залыгин
Скончался Роберт Бартини
Родился Дэйв Брубек
Родился Владимир Наумович Наумов

все события дня
 
 
 
Сегодня: 06 декабря 2019 года, пятница

Родился Григорий Саввич Сковорода

Дата события:  3 декабря, 1722 года

Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.