События

 

21 октября

Родился Альфред Бернхард Нобель
Фернан Магеллан открыл пролив, названный впоследствии Магеллановым
Учреждена Литературная премия Александра Солженицына
Ратификация Договора о покупке территории Луизианы президентом США Т. Джефферсоном у правительства Наполеона за 15 млн. долларов
День Трафальгарского сражения
Открытие троллейбусного движения в Ленинграде
День яблока
Произошло Трафальгарское сражение
Фернан Магеллан открыл пролив, названный впоследствии Магеллановым
Утверждение нового «Положения о паспортах», содержащего новое ограничение при прописке - так называемую «санитарную норму» жилплощади
В газете «Правда» появилось стихотворение Евгения Евтушенко «Наследники Сталина»
Первое применение в военных действиях на море крылатых ракет. Ракетный катер «Комар» советского производства в составе египетских ВМС потопил израильский эсминец «Эйлат»
Академия Российского телевидения учредила ежегодную премию «ТЭФИ»
Родился Георг Эрнст Шталь
Учреждена Литературная премия Александра Солженицына
Родился Сэмюэл Кольридж
Скончался Карл VI Безумный
Родился Альфонс де Ламартин
Умер Анастас Микоян
Родился Альфред Нобель
Скончался Пьетро Аретино
Родился Евгений Львович Шварц
Умер Франсуа Трюффо
Родился Яков Владимирович Флиер
Скончался Хулиан дель Касаль
Родился Диззи Гиллеспи
Родился Биньямин Нетаньяху
Родилась Наталья Романовна Макарова
Родился Михаил Шура-Бура
Родился Никита Сергеевич Михалков
Родился Манфред Мэнн
Родился Элвин Бишоп
Родилась Любовь Григорьевна Полищук

все события дня
 
 
 
Сегодня: 21 октября 2018 года, воскресенье

Умер Морис Равель

Дата события:  28 декабря 1937 года

Равель (Ravel) Морис Жозеф (7.3.1875, Сибур, Атлантические Пиренеи, — 28.12.1937, Париж), французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929). Отец Р. — выходец из Швейцарии, мать — испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Уже в студенческие годы создал талантливые произведения. Известность принесла ему «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899). Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, а также Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В своей музыке Р. развивал принципы импрессионизма. С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано — «Игра воды» (1901), «Отражения» (1905), «Признаки ночи» (1908), а также в балете «Дафнис и Хлоя» (либретто М. М. Фокина, 1911, пост. 1912, Париж). В ряде сочинений Р., постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма «Испанская рапсодия» (1907), комическая опера «Испанский час» (1907, пост. 1911, Париж), популярнейшее «Болеро» для оркестра (1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), «Испанская рапсодия», оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство» (1925, Монте-Карло), хореографическая поэма «Вальс» (1920). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я ч. — «Блюз»), фортепианном концерте для левой руки (1931, написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый мастер оркестра, Р. создал также замечательные образцы в др. жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации («Естественные истории» для голоса и фортепиано, на тексты Ж. Ренара, 1906; вокальные партии оперы «Испанский час» и др.). Музыка Р. сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам — ясности стиля, чувству меры и красоты. Р. — автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского (1922).

Во время 1-й мировой войны 1914—18 Р. был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано «Гробница Куперена» (1917), каждая часть которой посвящена одному из них. Р. был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 дирижировал своими произведениями в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Р. глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 в.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.