События

 

22 июля

Патриарх Никон объявил в Успенском соборе о своем отказе от патриаршества
Властителем Святой Земли был избран Готфрид Бульонский
Конвенция о морском нейтралитете между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами
В Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино»
Создание в США добровольческой армии Гражданской войны
В Париже стартовали первые в мире автомобильные соревнования
Принятие в США Закона Бэнкхеда
В Италии создан футбольный клуб «Рома»
Объявление декретом Ф. Франко Хуана Карлоса Бурбона будущим королём Испании
Основан Международный валютный фонд
Родился Михаил Фёдорович Романов
Умер Джузеппе Пьяцци
Родился Фридрих Бессель
Скончался Михаил Зощенко
Родился Грегор Иоганн Мендель
Умер Александр Татарский
Родился Януш Корчак
Родилась Джуна
Родился Густав Герц
Родилась Ирен Голицына
Родился Зелман Абрахам Ваксман
Родился Павел Осипович Сухой
Родилась Мирей Матье
Родился Олег Михайлович Газманов
Родился Эл ди Меола
Родилась Ирина Юрьевна Розанова
Родилась Франка Потенте

все события дня
 
 
 
Сегодня: 22 июля 2018 года, воскресенье

Родился Осип Эмильевич Мандельштам

Дата события:  15 января 1891 года

Мандельштам Осип (Иосиф) Эмильевич (1891, Варшава — 1938, пересыльный лагерь под Владивостоком), поэт. В Петербурге с 1897. Учился в Тенишевском училище (1900—07), в 1911—17 — на отделении романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета (не окончил). Семья часто переезжала, не задерживаясь на одном месте более года; в 1903—04 Мандельштам жил на Литейном проспекте, 15. В 1909—10 сблизился с Вяч. И. Ивановым. В 1911 вступил в созданный Н. С. Гумилёвым «Цех поэтов», став одной из центральных фигур акмеизма. Печатался в журналах «Аполлон» (активно с 1913), «Гиперборей». В 1913 в Петербурге вышла книга стихов «Камень», в 1922 — сборник «Tristia» («Книга скорбей», Петроград — Берлин). Петербург в поэзии Мандельштама 1910-х гг. представлен как своего рода античный акрополь, часть мирового культурного пространства со своим стройно организованным архитектурным обликом: постоянны упоминания петербургских памятников, площадей, арок, порталов, портиков, соборов и т. д. («Адмиралтейство», «На площадь выбежав», «Дев полуночных отвага», «В разноголосице девического хора»), и одновременно — как цитадель российской истории, державная «северная столица» с атрибутами императорской власти, «жёсткая порфира государства» («Петербургские строфы», «Дворцовая площадь», «Заснула чернь! Зияет площадь аркой»). С образом Петрограда связывал Мандельштам неизбежную для России «железную кару» (статья Мандельштама «Кровавая мистерия 9-го января», 1922). Мотивы гибели, утраты, одиночества, настигающего нового петербургского обитателя (стыдящегося бедности послепушкинского Евгения — в «Петербургских строфах»), сопровождающие образ Петрограда во многих названных стихах, предельно усилены в стихотворениях 1916—20 сборника «Tristia» («Мне холодно. Прозрачная весна», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «На страшной высоте блуждающий огонь», «В Петербурге мы сойдёмся снова»), где именно в связи с Петроградом определяются свойственные дореволюционной лирике Мандельштама эсхатологические предчувствия. В «Tristia» возникает новый город — Петрополь, скорбный город мёртвых, над которым довлеет таинственный и трагический рок, — образ, рождённый восприятием свершающейся истории, потерей прежней памяти и «слова» (культуры). Здесь и в других стихах Петроград — обречённый город, символизирующий конец петербургского периода российской истории и несущий в себе неопределимую метафизическую вину (и расплату) за ход истории и цивилизации. Из стихотворений 30-х гг. Петербургу посвящены два стихотворения: «С миром державным я был лишь ребячески связан», где Мандельштам говорит о парадоксальной (Петроград в этом стихотворении — «самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый») и неотступной власти над его памятью дореволюционного Петербурга, и «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», в котором воссоздана трагическая атмосфера Ленинграда 30-х гг. — страх, память о погибших, ожидание ареста («Я на лестнице чёрной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок»).

В прозаических автобиографических произведениях «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928; оба изданы в Ленинграде) Мандельштам , по словам А. А. Ахматовой (с которой был дружен с начала 1910-х гг. до конца жизни, часто бывал у неё в «Фонтанном доме»), стал «последним бытописателем Петербурга», воссоздав яркий образ вещного и живого петербургского мира.

В 1918 Мандельштам жил то в Петрограде, то в Москве; осенью 1920 вернулся в Петроград (до конца января 1921); жил в «Доме искусств». На квартире брата, где Мандельштам , бывая в Петрограде (Ленинграде), неоднократно останавливался в 20-х гг. и где написал стихотворение «Я вернулся в мой город», в 1991 установлена мемориальная доска (8-я линия Васильевского острова, 31). Вместе с женой, Надеждой Яковлевной, с осени 1924 до конца 1925 жил на улице Герцена, 49, квартира 4, затем до 1927 (с перерывами) в Детском Селе (ныне г. Пушкин). В последний раз Мандельштам приезжал в Ленинград без разрешения властей из воронежской ссылки осенью 1937; в том же году был арестован в Москве. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.