События

 

21 июня

День кинологических подразделений МВД России
Международный день скейтбординга
Родился Виктор Робертович Цой
Родился Валерий Сергеевич Золотухин

все события дня
 
 
 
Сегодня: 21 июня 2018 года, четверг

Родился Дэвид Линч

Дата события:  20 января 1946 года

Линч, Дэвид (Lynch, David), режиссер, сценарист, продюсер, художник, композитор. Родился 20 января 1946 г. в г. Миссуле (штат Монтана) в семье специалиста по лесоводству.

Дэвид Линч, поставивший за 20 лет всего 6 картин (среди которых «Голова-ластик», «Дикие сердцем» и «Шоссе в никуда»), оригинальных по стилю и не поддающихся строгой жанровой классификации, один из авторов нашумевшего телесериала «Твин Пике», по праву считается реформатором киноэстетики конца 80-х годов.

С детства, которое Дэвид Линч провел в маленьком городке Миссула на границе с Канадой, где в лесах сохранились индейские поселения (позже пейзаж этой местности воскреснет на экране в «Твин Пиксе»), он хотел стать художником и с завидным упорством добивался этого долгие годы. В 1964г. закончил школу искусств Коркоран в Вашингтоне по классу живописи, изучал также живопись в школе искусств в Бостоне, в 1969г. закончил Филадельфийскую Академию изобразительных искусств. И первый свой 4-х минутный анимационный фильм «Алфавит» (вернее было бы назвать его клипом) автор считал экспериментом по созданию «ожившей живописи». Линча захватывают выразительные возможности кинематографа, и на аванс, полученный от Американского киноинститута он ставит в 1970 г. получасовую картину на 16-мм пленке «Бабушка» — об одиноком ребенке, который хочет из зернышка вырастить себе бабушку. Эту неординарную ленту отмечают призами на нескольких фестивалях, и Линч поступает в Центр продвинутого кинообучения в Лос-Анджелесе. Начинающий кинематографист работает разносчиком газет и в течение пяти лет снимает полнометражный фильм «Голова-ластик». Показанный в 1976 г. на кинофестивале в Сан-Франциско он заявил о рождении нового самобытного режиссера. До сих пор эту ленту анализируют критики и смотрят киноманы в США и Европе. «Голова-ластик», снятая в черно-белой гамме и наполненная образами, словно взятыми из страшных, порой отвратительных до жути сновидений, и странных звуков и шумов, близка эстетике сюрреализма и киноавангарда 20-х гг. Автора занимает не столько история странного персонажа, некоего Генри с потусторонним взглядом, отца омерзительного существа-мутанта, сколько тайный мир всяческих, и не в последнюю очередь сексуальных комплексов человека. Он пытается найти зримую образность подсознания. Неведомое, страшное, отталкивающее становится одной из констант творчества Линча. И не случайно Мел Брукс предлагает ему поставить фильм «Человек-слон» о реальном персонаже Джоне Меррике, жившем во времена викторианской Англии. Потрясающее уродство героя, притягивающее как любопытство ярмарочной публики, так и высшего света, — источник его одиночества и душевных страданий, однако, этот изначально заряженный пессимизмом сюжет, делающий несколько остродраматических витков, режиссер завершает светлым по мироощущению финалом: спокойным расставанием с жизнью познавшего свою долю человеческого счастья героя. Картина, довольно традиционная по форме, где играли прекрасные актеры Дж. Гилгуд и Э. Хопкинс, но с нетрадиционным протагонистом завоевала и кассовый успех, и признание критики (8 номинаций на «Оскара», в том числе за режиссуру, призы Британской киноакадемии за лучший фильм и лучшее художественное оформление).

Постановщик «Человека-слона» привлек внимание Дино Де Лаурентиса, давшего ему возможность экранизировать «Дюну», научно-фантастический роман популярного у американских подростков Ф. Герберта. Несмотря на большой бюджет фильма (продюсер — дочь Де Лаурентиса Рафаэлла), захватывающую тему и участие в нем таких «звезд» как М. фон Сюдов, Стинг, Сильвана Мангано, «Дюна» провалилась в широком прокате, возможно, из-за чрезмерной своей визуальной сложности, заслонившей саму сказочно-приключенческую интригу действия, происходящего на далеких планетах. Но в этой первой своей цветной картине Линч в полную силу проявил талант художника, придумав контрастные по пейзажу, одеяниям да и по самой натуре обитателей обличья разных планет; особенно впечатляющими получились гигантские песчаные черви, будто сошедшие с полотен сюрреалистов. Начиная с «Дюны» живописные метафоры, стихия контрастного цвета царит во всех последующих работах Линча. Так, в «Синем бархате» (1986), шокировавшем поначалу публику и даже не принятым в конкурс Каннского фестиваля, но выдвинутым на «Оскара» за лучшую режиссуру, синяя гамма ассоциируется с тайной, красная — с насилием, а в «Диких сердцем» (1990) кадры алого пламени на весь экран напоминают об убийстве отца героини. Эти два лучших фильма Линча, квинтэссенция его оригинальной творческой манеры, прозвучали новаторским словом в кинематографе, постепенно вбирающем в себя и эстетику клипа, и кич, и холодновато-пародийную отстраненность постмодернизма. В «Синем бархате» режиссер сталкивает чистенький мир американской провинции с его наивными девушками (в роли положительной героини Лора Дерн) и мрачный мир потусторонней действительности Зла с его жертвами (Изабелла Росселлини) и палачами-садистами (Денис Хоппер), мир, который открывается юному герою (Кейл Мак-Лахлен) загадочным образом — через отрезанное ухо…

«Дикие сердцем» (по роману Барри Джиффорда) — лента, причудливо сплетающая жанр «фильма-дороги», триллера, мелодрамы, пародии и сказки, отсылающей к персонажам злой и доброй волшебниц из американской классики. История о том, как влюбленная пара, (ярко сыгранная Лорой Дерн и Николасом Кэйджем), мчится на юг на автомобиле, спасаясь от преследования убийц, подана Линчем с высшей степенью накала — очень динамично, в буйстве визуальных эффектов, страстности эротических сцен, гротескности масок-персонажей, кричащей вульгарности и в то же время романтичности. Здесь на равных существуют музыка Штрауса, песни Элвиса Пресли и гремящий «хард-рок». «Дикие сердцем» получили «Золотую пальмовую ветвь» в Канне в 1990 г., американский режиссер, называемый некоторыми критиками «нео-варваром», приобрел мировую известность; аналогичным открытием этого европейского фестиваля стал позже Квентин Тарантино с его «Бульварным чтивом», в котором явственно различимы линчевские интонации.

Имя Линча неразрывно связано с телесериалом «Твин Пикс» («Золотой Глобус», 1991 г.), едва ли не самым необычным в истории этого жанра, хотя в действительности сам режиссер поставил лишь четвертую часть всех серий. И тем не менее успех этого сериала, построенного на неожиданном смешении детектива и «мыльной оперы», мистики и абсурда, узнаваемой обыденности и иррациональной стихии, во-многом обязан именно авторскому почерку Линча. Уже после телепоказа в 1992 г. Линч снял киноленту — предысторию убийства героини «Твин Пикса», школьницы Лоры Палмер — «Твин Пикс: огонь, иди со мной». Фильм, несмотря на присущий его автору эффектный и изысканный стиль, не получил признания ни публики, ни критики. После полосы неудач — телесериалов «В эфире» и «Апартаменты в отеле» — Линч вернулся в большой кинематограф в 1996 г. картиной «Шоссе в никуда», свидетельствующей о том, что режиссер остался верен себе, своей идее о том, что кино должно обнажать нечто темное и неведомое. Главный герой проживает на экране две жизни в двух разных обликах, реальность сплетается с галлюцинациями, образ «роковой женщины» «распадается» на два персонажа, сыгранные одной актрисой Патрисией Аркетт, а в финале смерть все же побеждает все другие чувства: страх, любовь, агрессивность. Созданию тревожной, нервной атмосферы этого фильма помогает музыка постоянного соавтора Линча композитора Анджело Бадаламенти. Музыке и вообще звуку режиссер (сам, кстати, выступающий и как композитор, и как автор стихов песен, звучащих в его картинах) придает важное значение в своем искусстве; одним из самых интересных в этом отношении экспериментов стала его лента 1990 г. «Индустриальная симфония № 1».

Д. Линч был три раза женат, у него трое детей. Его старшая дочь Дженнифер сняла фильм «Елена в ящике».

Фильмография:
к/ф «Алфавит» (The Alphabet), 1968; к/ф «Бабушка» (The Grandmother); «Голова-ластик» (Eraserhead), 1976—1978; «Человек-слон» (The Elephant Man), 1980; «Дюна» (Dune), 1984; «Синий бархат» (Blue Velvet), 1986; «Дикие сердцем» (Wild at Heart), «Индустриальная симфония № 1» (Industrial Symphony № 1), 1990; телесериал «Твин Пикс» (Twin Peaks), 1990—91; «Твин Пикс: огонь, иди со мной» (Twin Peaks: Fire Walk With Me), телесериал «В эфире» (On the Air); т/ф «Апартаменты в отеле» (Hotel Suite), 1992; «Шоссе в никуда» (Lost Highway), 1996 «Правдивая история» (A True Story), 1999.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.