События

 

24 августа

Извержение вулкана Везувия уничтожило города Помпеи и Геркуланум
Варфоломеевская ночь в Париже. Возобновление Религиозных войн во Франции.
Впервые приготовлены картофельные чипсы
В свою вторую центральноазиатскую экспедицию вышел Николай Пржевальский
Ляоянское сражение во время русско-японской войны 1904-05 годов
Принятие в США Закона о контроле над коммунистической деятельностью
Гибель 23-летнего Гюнтера Литфина при попытке преодолеть Берлинскую стену (первая жертва ее сооружения)
Заявление Президента СССР М. С. Горбачёва об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и обращение к членам ЦК с призывом о самороспуске
Украина провозгласила свою независимость
Принятие Конституции Грузии
Родилась Евгения Тур
Погиб Плиний Старший
Родился Эдуард Францевич Направник
Расстрелян Николай Гумилев
Родился Обри Бердслей
Скончался Генрих VII (Люксембургский)
Родился Альбер Клод
Умер Сергей Довлатов
Родился Хорхе Луис Борхес
Скончался Жан-Франсуа Поль де Гонди
Родился Ясир Арафат
Умер Льюис Эссен
Родился Станислав Сергеевич Шаталин
Родился Джим Капальди
Родился Кен Хенсли
Родился Жан Мишель Жарр

все события дня
 
 
 
Сегодня: 24 августа 2019 года, суббота

Родился Мирза Ахундов

Дата события:  12 июля, 1812 года

Ахундов Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).

Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.